23.01.2025 15:34
Мероприятия.
Просмотров всего: 21784; сегодня: 12.

В Москве обсудили историю освоения Северного морского пути

23 января 2025 года в Доме РИО состоялся круглый стол, посвящённый истории освоения Северного морского пути. В ходе дискуссии обсуждалась роль этого маршрута в транспортном развитии нашей страны, история и современность атомного ледокольного флота, а также растущее значение арктического региона для всего мира. Мероприятие было приурочено к 300-летию с начала первой Камчатской экспедиции. 

Первые попытки освоения северного морского маршрута были предприняты русскими моряками ещё в XII и XIII веках. В середине XVII века Чукотская экспедиция под началом казачьего атамана Семёна Дежнёва открыла пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку. Сто лет спустя, в 1743 году, вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга преодолела этот пролив, впоследствии названный именем морехода, и исследовала побережье Камчатки и Аляски.

Активное развитие мореходства по Северному морскому пути началось в 1877 году, однако в те времена его преодоление занимало до двух лет, так как скопления льда не позволяли пройти маршрут за один сезон. Спустя 50 лет, в 1932 году, экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые удалось пройти Севморпуть за одну навигацию. Это событие дало возможность увеличить грузооборот природных ресурсов, добытых на Севере и Дальнем Востоке. Немаловажную роль Северный морской путь сыграл и во времена Великой Отечественной войны, когда по нему активно курсировали советские корабли, осуществлялась транспортировка продовольствия и оружия.

Новый этап в освоении Севморпути начался с появлением атомных ледоколов, первый из которых — «Ленин» — был принят в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Сегодня Северный морской путь считается одним из самых перспективных проектов нашей страны в области транзитных грузовых перевозок и может служить аналогом Южного морского пути, пролегающего через Суэцкий канал и Индийский океан. 

Обсуждение открыл Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, отметивший, что само наличие Северного морского пути, уникального транспортного маршрута, проходящего вдоль побережья шести морей, — это особенность географического положения нашей страны, её естественное конкурентное преимущество.

«Оглядываясь в прошлое, можно с уверенностью говорить о том, что стратегическое решение развивать Севморпуть в полной мере себя оправдало. Россия утвердилась в качестве великой арктической державы, а морской маршрут от Сахалина до Калининграда стал одной из самых востребованных транспортных артерий в мире. Грузопоток по нему неуклонно растёт, в прошлом году достигнув рекордного показателя — почти 38 миллионов тонн.

Осознавая колоссальное значение Севморпути, Российское историческое общество рассматривает популяризацию его истории в качестве одного из своих главных приоритетов. В прошлом году многие члены РИО отметили 300-летие начала Первой Камчатской экспедиции и 90-летие эпопеи “челюскинцев”, а теперь готовятся к предстоящему 300-летию со дня рождения Василия Яковлевича Чичагова и другим важным памятным годовщинам, связанным с освоением Русского Севера», — подчеркнул Председатель РИО.

Дискуссию продолжил председатель Совета директоров ПАО «Современный коммерческий флот» Сергей Франк, заявивший, что лидерские позиции нашей страны в Арктике основываются на многовековом опыте мореплавания в этом регионе:

«Исключительно важную роль сыграл подвиг многих поколений первопроходцев — таких как участники Первой Камчатской экспедиции, 300-летие начала которой отмечается в этом году. В XXI веке Россия продолжает масштабную системную работу по развитию Арктики и Северного морского пути. Историческая преемственность не прерывается: в тех краях, которые нанесли на карту первопроходцы — Витус Беринг, Алексей Чириков, Дмитрий Овцын, Степан Малыгин, — сегодня трудятся суда “Совкомфлота”, названные в их честь. Уверен, что сегодняшнее мероприятие внесёт свой весомый вклад в дальнейшее изучение истории освоения Арктики, в сохранение памяти о подвигах выдающихся представителей российского флота и в воспитание подрастающего поколения на примерах беззаветного служения Отечеству».

Об истории особой Северо-Восточной полярной экспедиции 1932 года рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. По его словам, результаты экспедиции наглядно показали бесперспективность ведомственного подхода к освоению северных маршрутов. Он отметил, что комплексно преодолеть эту проблему удалось с помощью создания Главного управления Северного морского пути — специализированной государственной организации, обладавшей всеми необходимыми компетенциями для решения вопросов арктических и северных районов.

Научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов посвятил своё выступление проекту «Восточный поворот 2.0, или “Сибиризация России”» — новой стратегии восточного поворота, над которой, по словам Сергея Александровича, сейчас работает большая группа учёных.

«Сейчас пришло время сдвига центра духовного, экономического и частично политического развития в сторону Сибири. Мы называем это “возвращением домой” после XVI века. Движение к Сибири, особенно в современных геополитических обстоятельствах, должно стать одним из стратегических направлений нашего развития. <…> Было бы очень здорово, если бы коллеги из Российского исторического общества присоединились к участию в этом проекте. Сейчас самое важное в этом проекте не экономико-технические расчёты, а изменения в мозгах», — подчеркнул он.

В свою очередь, заместитель начальника Управления информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации, член Президиума Российского исторического общества Алексей Серёгин сообщил, что при подготовке к круглому столу Архив Президента Российской Федерации выявил ряд интересных документов. Один из них — карта от 14 сентября 1936 года, приложенная к докладной записке исполняющего обязанности начальника Главсевморпути о перелёте Героя Советского Союза Василия Молокова на гидросамолёте вдоль всей трассы Северного морского пути. Несмотря на тяжёлые метеоусловия, за 60 дней экипаж лётчиков под его руководством облетел всю территорию крайнего Севера от Берингова пролива до Архангельска и завершил перелёт в Москве, в общей сложности пролетев расстояние в 26,5 тысяч километров.

О работе по подготовке труда «История Арктики» рассказал сопредседатель Российского исторического общества, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский:

«Несомненно, история Севморпути центрирует победоносную историю Арктики и позволяет посмотреть на неё, как Анатолий Иванович Широков сказал, и со стороны моря, и со стороны суши. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить участников круглого стола присоединиться к этой работе или в качестве авторов этого коллективного труда, или любым другим доступным способом. 

Сначала речь идёт о подготовке учебного пособия, а дальше мы планируем выйти на солидное фундаментальное издание из нескольких томов, и очень верно Сардана Ильинична Боякова заметила, что в этой работе заинтересованы не только учёные из арктических регионов, но и другие. Даже вторая Камчатская экспедиция начиналась, между прочим, из Твери и там комплектовалась, а потом они шли по Волге, по другим рекам и доукомплектовывались по ходу дела — это была такая большая логистическая операция». 

Текст: Михаил Дорофеев

Изображение (фото): Александр Шалгин


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


В Москве обсудили историю освоения Северного морского пути

В Москве обсудили историю освоения Северного морского пути

В Москве обсудили историю освоения Северного морского пути

В Москве обсудили историю освоения Северного морского пути


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12136 публикаций
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/sergej-naryshkin-provjol-kruglyj-stol-posvyashchjonnyj-istorii-osvoeniya-severnogo-morskogo-puti.html
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...