18.05.2023 12:50
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 26224; сегодня: 3.

Скульптор Владимир Суровцев в 70 лет сыграл Суворова в "Гардемаринах"

Скульптор Владимир Суровцев в 70 лет сыграл Суворова в

Знаменитый сериал о "Гардемаринах" получил продолжение. Сняты и ожидают выхода на широкий экран еще две серии: "Мир" и "Война" под общим рабочим названием "Гардемарины 1787" - они о событиях конца XVIII века, о об усилении России на Черном море.

Стул фельдмаршалу!

Владимир Суровцев - личность известная. Скульптор, народный художник России, академик Российской академии художеств, французскими арт-критиками внесен в список 50 наиболее известных художников Европы. Его работы представлены в коллекциях Третьяковской галереи и на улицах 21 страны.

И вдруг - на тебе: в 70 лет Суровцев приглашен режиссером Светланой Дружининой для съемок в очередной серии ее фильма "Гардемарины". Усмотрев в скульпторе сходство с Суворовым, она предложила ему роль самого генералиссимуса. А когда он согласился, неожиданно выяснилось: немалую часть экранного времени придется провести в седле. В итоге не самый молодой участник съемок к удивлению съемочной группы обошелся без дублера. Мы встретились с артистом в его мастерской на Новокузнецкой, находящейся в бывшей конюшне.

Владимир Александрович, слышал, на съемочной площадке ваши партнеры - известные актеры Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Олег Масленников, Федор Добронравов, Михаил Мамонов - относились к вам с подчеркнутым почтением. А помощники режиссера не скрывали чувств: "Чай фельдмаршалу!", "Стул фельдмаршалу!"

Владимир Суровцев: (смеется) Не фельдмаршалу, а генерал-аншефу, Суворов станет генерал-фельдмаршалом только через семь лет после событий на Кинбурнской косе. Светлана Сергеевна Дружинина меня, конечно, удивила, когда предложила сыграть Суворова. Я авантюрно согласился. Подумал: ну не понравлюсь, так уберет из картины. Но она не отпускала. Хотя сначала, по-моему, не все получалось. Первый дубль, второй, десятый. То забыл сказать слово, то не туда повернулся, то нечаянно вышел из кадра. Переживал: стыдно, подвожу людей. А Дима Харатьян и Саша Домогаров утешают: "Все нормально, сейчас все получится, даже у народных артистов бывает по 30 дублей, а ты хочешь с первого раза?!" Я им говорю: "Я ведь тоже народный! Правда, из другой области..."

Через 10 дней съемок чуть было не заскулил: ну во что ввязался, не мое это! Я же человек эмоциональный, художник. А режиссер - женщина строгая, рабочий день у нее начинается в 6 утра и заканчивается в час ночи. И она весь день держит в тонусе всю съемочную площадку. Вот это истинный генералиссимус. А ее лучшая похвала: "Снято!"

А как у вас получалось с такой легкостью держаться в седле?

Владимир Суровцев: Когда-то в детстве я занимался в конноспортивной школе, навыки остались. В очень сложных "конных сценах" работал каскадер. Но многие эпизоды играл сам.

Суворов - личность сложная. И гениальность, и шутовство умещались в этом человеке. Как вы его сыграли?

Владимир Суровцев: Конечно, глубоко погружался в архивные документы. Но Дружинина мне сказала, чтобы не смотрел никаких фильмов и ничего не вспоминал: "Работай над образом изнутри, пропусти его через свои чувства". У меня был своего рода творческий "коридор свободы", в котором я импровизировал. Я не утверждаю, что сыграл Суворова. Невозможно воплотить на экране личность человека, которого ты близко не знал. Опирался на свой опыт. Я ведь служил в армии и хорошо знаю, что такое солдатская шинелька и сапоги. Или, скажем, что такое отстоять караул. На войне не был, но пуля около головы как-то пролетела.

Это как?

Владимир Суровцев: Служил с 1969 по 1971 год. Как-то зимой, в теплушке, солдат заряжал карабин, поезд дернулся, раздался выстрел. Чудом не попал мне в голову, пуля рядом прошла. Уставы писаны кровью. И это понимание тоже помогло вжиться в образ. Суворов, кстати, был дважды ранен.

Из образа легко вышли? Не третировали близких, изображая?

Владимир Суровцев: Нет, не третировал. Как принято говорить: весь мир театр, а люди в нем актеры. Я играл. А настоящие главнокомандующие в жизни очень спокойные и уравновешенные люди. Мне приходилось работать с Евгением Максимовичем Примаковым, когда разрабатывали проект памятника канцлеру Горчакову. Он говорил кратко, пресекая на корню комплименты в свой адрес, подобострастные славословия. Мобилизовывал окружающих уже самим фактом своего присутствия. Никаких долгих бесед, лаконичен и конкретен: что вы можете нам как специалист предложить? Вот и Владимир Владимирович так общается.

Его рук дело.

Созданные вами памятники стоят по всему миру. Сколько их?

Владимир Суровцев: 40 в 21 стране. Первый - в Германии, в Штреле, это в 40 км от Торгау, посвящен встрече советских и американских войск на Эльбе. Последний - в Абхазии. А по географии - от Австралии до Исландии, где установлено три моих памятника.

По-моему, даже дальше: в Америке ведь тоже есть?

Владимир Суровцев: Небольшую по размерам скульптуру я вручил Джорджу Бушу-старшему. Она в Колледж-Стейшн, штат Техас, там президентская библиотека.

А какие три больше всего дороги вашему сердцу?

Владимир Суровцев: Я сын казака с Хопра, люблю конные монументы. Потому выделил бы памятник Барклаю де Толли в Черняховске Калининградской области. Еще - маршалу Рокоссовскому в Волгограде. Конечно, памятник генералу Скобелеву в болгарском Плевене.

А давайте не три, а четыре? Еще монумент "Родник", посвященный Русскому экспедиционному корпусу. Он находится в Париже и на редкость удачно вписался в ландшафт Елисейских полей. Я сам видел, как французы останавливаются, интересуются.

А сейчас над чем работаете?

Владимир Суровцев: Реализуем масштабный проект, его курирует МИД Белоруссии при содействии французской стороны: памятник "Сопротивление" для французского Тиля, это город на границе с Люксембургом. Там наши девушки, пленные, добывали железную руду на шахтах. 35 узниц завалило, но 39 сумели бежать, они воевали в партизанском отряде "Родина". И не просто в партизанском - единственном в мире женском партизанском отряде. В Тиле ежегодно устраивают антифашистские митинги, на них приезжают из Германии, Бельгии, Люксембурга.

Третий год идет работа по согласованию установки горельефа "Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади". Я посвятил его своему бате, который воевал в составе Второго Белорусского фронта, прошел от Сталинграда через Курск, Брест, Гдыню и Гданьск до Шверина на севере Германии. Он вызвал огонь на себя при форсировании реки Западный Буг под Брестом, за что получил орден Славы, и принимал участие в легендарном Параде.

Но дело не только в этом. Я создавал горельеф как квинтэссенцию памятников, посвященных Великой Отечественной войне. И вот никак не можем согласовать место. Я предложил шесть вариантов вокруг Красной площади, но чиновники возражают: "Надо согласие ЮНЕСКО". ЮНЕСКО?! А против России сейчас все евространы, как было и в войне 1812-14 годов. До тех пор, пока наша армия не взяла Париж. Разве сможет ЮНЕСКО подписать документ о Победе советского народа над нацизмом в Великой Отечественной войне?! Это - наша Победа! Нам не нужно ничье разрешение, чтобы было напоминание о том, что мы победили в той войне.

Текст: Игорь Елков. Российская газета.

Фото из архива Владимира Суровцева.


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Кино и ТВ: программы, фильмы, актеры, Культура, искусство, музеи, Памятные даты, праздники, юбилеи, Патриотизм
Сайты субъектов РФ: Волгоградская область, Калининградская область, Курская область
Сайты столиц субъектов РФ: Волгоградская область - Волгоград, Курская область - Курск
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Абхазия Республика, Австралия, Беларусь, Бельгия, Болгария, Германия, Исландия, Люксембург, Россия, Соединенные Штаты Америки, СССР, Франция
Сайты столиц стран: Франция - Париж
Сайты городов стран: Беларусь - Брест
Сайты регионов мира: Австралия и Океания, Америка Северная, Европа Восточная, Европа Центральная, Кавказ, Скандинавия
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12148 публикаций
Сайт: rg.ru/2023/05/17/na-lihom-kone.html
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...