03.12.2014  Омбудсмены подготовили изменения в КОАП, касающиеся системы штрафов

   В России намечается реформа контрольно-надзорной деятельности, которая призвана облегчить административные санкции против бизнеса. Уже разработана концепция нового Закона «О государственном и муниципальном контроле и надзоре в РФ» предполагающая переход к риск-ориентированному подходу при проведении проверок.
   Однако текущая законодательная практика противоречит заявленным государством целям снижения нагрузки на бизнес. Так, за 2014 год в Государственную думу РФ внесено около 70 законодательных инициатив, касающихся изменений в Кодекс об ответственности за административные правонарушения (КОАП). Подавляющее большинство их (90 процентов) предусматривает увеличение штрафов и расширение ответственности предпринимателей. Яркий пример – предложение дополнить КОАП ст. 5.64, которая предлагает законодательно закрепить нормы высоты расположения прилавков, а за их нарушение предусматривает штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
   Экспертный центр Уполномоченного предложил Межфракционной рабочей группе по защите прав предпринимателей ГД РФ внести пакет инициатив по внесению изменений в КОАП, которые изменят в лучшую сторону правила игры для участников КНД уже сейчас.
   Эти поправки подготовлены рабочей группой Координационного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Она составила список проблем в сфере правоприменения КОАП и подготовила конкретные предложения с целью ликвидации избыточной нагрузки на субъектов МСП в виде административных штрафов.
   Данная работа проводилась на основании обобщения информации, предоставленной региональными Уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах РФ (Алтайский край, Р. Башкортостан, Вологодская обл., Калининградская обл., Кемеровская обл., Новосибирская обл., Орловская обл., Самарская обл., Свердловская обл., Ставропольский край, Р. Татарстан, Ульяновская обл., Р. Чечня, Челябинская обл.), Национальным советом финансового рынка, а также общественными омбудсменами.
   В состав рабочей группы Экспертного центра при Уполномоченном входили: Илия Димитров, общественный омбудсмен по электронной торговле и предоставлению электронных государственных и муниципальных услуг в электронной форме, Андрей Межонов, общественный омбудсмен по антимонопольному законодательству, Наталья Коцюба, общественный омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), Михаил Мамута, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей на рынке банковских услуг, Алексей Репик, общественный омбудсмен по защите прав иностранных инвесторов, Анатолий Семенов, общественный омбудсмен по интеллектуальной собственности, Петр Слепченко, общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности).
   На данный момент состоялось нулевое чтение предлагаемого преокта поправок в Общественной палате РФ, а сами предложения рабочей группы переданы в Правительство России на согласование.
   Наиболее принципиальные изменения касаются проблем общего характера. Наиболее острая из них - отсутствие в КоАП РФ дифференциации административных штрафов в зависимости от размеров и объемов выручки предприятий, а также иных обстоятельств административного дела. Предлагается устанавливать штраф с учетом обстоятельств дела, а также возможность назначения административного штрафа ниже нижнего предела и снижения его более, чем в два раза.
   Вторая по остроте – излишняя ориентированность на штрафные санкции проверяющих организаций. Предлагается установить возможность многократного применения предупреждения в отношении статей КоАП РФ, предусматривающих выбор санкции между предупреждением и административным штрафом, также предусмотрена возможность многократного применения предупреждения (при условии, что срок между совершенными нарушениями – не менее 180 дней).
   Среди других предложений также: увеличение срока возможной отсрочки исполнения административного наказания в виде штрафа на срок до одного года, уменьшение срока административного приостановления деятельности предприятия до 10 суток, исключение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) из числа лиц, которые могут быть подвергнуты административному наказанию (в виде оборотных штрафов) за нарушение антимонопольного законодательства, снижение размера штрафов для субъектов МСП в сфере таможни, госзакупок, налоговых преступлений и соблюдении мер противопожарной безопасности.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам Ombudsmanbiz.ru